===== 5.1 Контроль топлива. Форсунки, ДУТ, расходомер ===== 1. [[#Форсунки (расход по CAN)]]\\ 2. [[#ДУТ]]\\ 3. [[#Расходомер]]\\ 4. [[#CAN, ДУТ, расходомер - что лучше использовать для спецтехники?]]\\ ==== 1. Форсунки (расход по CAN) ==== CAN-шина - это одно из устройств в электронной автоматике автомобиля, на которое возлагается задача по объединению различных датчиков и процессоров в общую синхронизированную систему. Она обеспечивает сбор и обмен данными, посредством чего в работу различных систем и узлов машины вносятся необходимые корректировки. **Потрачено по CAN** - это общие затраты топлива, считаемые датчиком на форсунках за весь период с момента выпуска машины с завода. В отчете выводится величина за выбранный Вами период, т.е. она показывает, какой объем топлива прошел через форсунки двигателя за это время. Информация о расходе топлива с форсунок есть: * в панели мониторинга (текущее значение) {{ :2021-08-03_16-33-49_1_wialon_-_система_gps_глонасс_мониторинга_-_google_chrome.jpg |}} * в отчетах (потрачено за период) {{ :2021-08-03_16-34-50_1_wialon_-_система_gps_глонасс_мониторинга_-_google_chrome.jpg |}} Более подробно о данных с CAN-шины можно почитать в разделе [[https://faq.wialon.by/doku.php?id=can-%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B0|4.1 CAN-шина - данные с бортового компьютера]] ==== 2. ДУТ ==== Датчик уровня топлива (ДУТ) - устройство, которое позволяет контролировать уровень топлива в баке. Позволяет отслеживать фактический объем топлива в баке на данный момент, определять расход топлива за определенный промежуток времени и усредненный расход на 100 км (для подвижной техники), количество заправок и объем заправок, помогает установить факт слива и объем слитого топлива. {{ :2021-08-03_12-35-18_врезные_дуты_wialon_operator_faq_-_google_chrome.jpg |}} Подробнее о работе датчиков можно почитать в разделе [[https://faq.wialon.by/doku.php?id=%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B4%D1%83%D1%82%D1%8B._%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B_%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C|Врезные ДУТы. Особенности работы, погрешность]] ==== 3. Расходомер ==== Расходомер - это прибор, измеряющий объем топлива, которое проходит через сечение в единицу времени. В быту расходомеры часто называют «счетчиками», но это неверно, потому что счетчик – только одна из составляющих конструкции расходомера. Расходомер устанавливается в магистральный топливопровод. Выделяют расходомеры: 1) однокамерные Функциональные возможности: * Измерение подачи топлива в двигатель * Общий объём потребленного топлива двигателем * Подсчет затраченного топлива на холостом и рабочем ходу * Время работы двигателя на разных оборотах * Контроль машиночасов и моточасов 2) двухкамерные Функциональные возможности: * Измерение подачи топлива в двигатель * Измерение объема топлива в “обратке” * Общий объём потребленного топлива двигателем * Подсчет затраченного топлива на холостом и рабочем ходу * Время работы двигателя на разных оборотах * Отображение моточасов в различных режимах работы техники * Не изменяет топливную систему техники Возможна установка на технику: {{ :photo_2021-08-03_16-41-33.jpg |}} ==== 4. CAN, ДУТ, расходомер - что лучше использовать для спецтехники? ==== Особенность работы с топливом на спецтехнике, например, у строителей в том, что только какое-то одно решение не даст полной картины. Если использовать только **расходомер** - непонятно будет, сливают ли с техники, когда она не заведена и стоит. Точнее, по расхождению заправленного топлива (данные с топливозаправщика, например) и потраченного во время работы топлива можно будет предположить, что точно сливают, но когда именно: в какое время, какая охрана на объекте в это время дежурила - будет неясно. Если использовать только **ДУТ** - то непонятно будет, какой на самом деле расход во время работы, сливает ли водитель через обратку и т.д. **CAN-шина** - это возможность получить данные со штатного “расходомера”. Поэтому если эти данные есть и они доступны - это дополнительная проверка и контроль топлива. А т.к. расход топлива очень большой (особенно если это, например, дизель-электростанция на большом объекте с большим, в несколько десятков тонн объемом топлива), то если уже замерять - то лучше всего это делать, используя все доступные инструменты.