====== 5.8 Особенности работы со сложными баками с перегородками внутри ====== [[#1. Описание типового бака]]\\ [[#2. Что такое тарировка, ее особенности]]\\ [[#3. Стандартные проблемы]]\\ \\ ==== 1.Описание типового бака ==== Рассмотрим наиболее типовые проблемы, с которыми можно столкнуться при получении данных с датчиков уровня топлива, установленных баках большого объема (600-800 л.) с несколькими перегородками внутри, а также при тарировке таких баков.\\ Сразу оговорим, сложности возникают не с каждым баком, а лишь с теми, которые имеют нижеперечисленные конструктивные особенности:\\ 1) Секции бака разделены перегородкой (перегородками); \\ 2) Ближе ко дну бак имеет тонкую соединительную трубочку, по которой топливо МЕДЛЕННО перетекает из одной части бака в другую;\\ 3) На определенном уровне (как правило, 450-540 мм) в перегородке есть достаточно широкое отверстие, для того, чтобы топливо в обеих секциях бака выравнивалось на одном уровне.\\ Датчик уровня топлива, соответственно, устанавливается в одной части бака, а забор топлива происходит из середины бака либо из левой части.\\ \\ {{ :dfg.png |}}\\ \\ **Основная проблема состоит в том, что для корректного измерения уровня топлива в таком баке необходимо равномерное распределение топлива по всему баку, и, соответственно, используя нижние узкие перегородки, на это потребуется достаточное количество времени**.\\ \\ ==== 2.Что такое тарировка, ее особенности ==== Немного поясним, что такое тарировка и для чего она нужна.\\ Данные с датчиков, установленных в баках, не приходят в Wialon в литрах, в зависимости от типа датчика высылается частота, цифровой либо аналоговый сигнал. Для того, чтобы Вы могли увидеть литры в системе, необходима таблица преобразования, так называемая таблица тарировки. \\ Тарировка бака необходима для того, чтобы была возможность однозначно и правильно по значению параметра от датчика уровня топлива (ДУТ), которые приходят в каждом сообщении от прибора, определять, сколько литров находится в баке. Если автомобиль двухбаковый - тарировка проводится для каждого бака отдельно. Если баки связаны между собой - значит эту связь необходимо перекрыть.\\ Алгоритм (инструкция) тарировки:\\ 1. Полностью сливается топливо из бака (наличие 5% топлива в баке допустимо).\\ 2. Специалист подключается к ДУТ тестером (частотный ДУТ) либо с помощью ноутбука через специальный интерфейс и программное обеспечение (цифровой ДУТ), чтобы видеть значение частоты и показаний датчика при каждой заливке топлива.\\ 3. Бак равномерно заполняется небольшими порциями (5-10% от общего объема бака), особенно первые и последние 10-15% бака.\\ ==== 3.Стандартные проблемы ==== Рассмотрим детальнее, что происходит при заправке и тарировке. Здесь возможны два случая:\\ а) датчик уровня топлива установлен в левой части бака (до первой перегородки);\\ б) датчик уровня топлива установлен в центральной (либо правой) части бака (за первой перегородкой).\\ При любом варианте топливо заливается через горловину бака, попадает внутрь, **НО не распределяется сразу** по всем отделениям бака (так как диаметр трубки перелива мал). Получается, что бак заполнен неравномерно. И, что важно, топливо продолжает потихоньку утекать по трубке в другой отсек. Если зафиксировать показания датчика уровня топлива (независимо от места врезки) через 1-2 минуты после окончания заливки, а затем через 10-15 минут, то эти показания не совпадут, так как топливо по трубке будет перетекать в другую секцию. Посмотрим каждый вариант детальнее.\\ **а) датчик уровня топлива установлен в левой части бака (до первой перегородки):**\\ {{ :sb2a.jpg |}}\\ При таком расположении ДУТа, если в бак заливается 20 литров топлива, через минуту-полторы в части бака до первой перегородки будет приблизительно 18-19 литров, в остальной части бака (после перегородки) будет 1-2 литра, датчик же покажет значение, соответствующее примерно 18-19 литрам в ЛЕВОЙ ЧАСТИ БАКА (до первой перегородки). То есть значение будет завышенным.\\ В Wialon, соответственно, отобразится завышенная заправка, а затем уровень топлива будет падать до тех пор, пока перелив не прекратится (уровень топлива в отсеках не выровняется).\\ {{ :пониж.jpg |}}\\ **б) датчик уровня топлива установлен в центральной (либо правой) части бака (за первой перегородкой):**\\ {{ :sb2c.jpg |}}\\ Если же ДУТ расположен в средней части бака (после перегородки), то до того момента, пока уровень топлива не выровняется во всех отсеках бака, значение, идущее от датчика, будет заниженным.\\ В процессе тарировки уровень топлива может выравниваться до получаса после каждой порции топлива (время напрямую зависит от диаметра трубки перелива), а это значит, что для получения корректной тарировки может понадобиться до 6 часов. Соответственно, если не дожидаться, пока уровень топлива окончательно выровняется, и фиксировать показания датчика, то тарировка будет некорректной. Значит, не будет корректных показаний и в Wialon. На уровне двух третей от общей высоты перегородки расположены широкие отверстия, и когда общий уровень топлива доходит до них, то выравнивание объёмов происходит значительно быстрее. Надо понимать, что абсолютно аналогичная ситуация происходит и при КАЖДОЙ заправке.