====== 4.1 CAN-шина - данные с бортового компьютера: ====== [[#1. Что такое CAN-шина и что она дает?]]\\ [[#2. Какие данные я могу получить по CAN?]]\\ [[#3. Что такое потрачено по CAN?]]\\ [[#4. Как считается уровень топлива по CAN?]]\\ [[#5. Увижу ли я, если водитель использовал магнит, подкручивал спидометр?]]\\ \\ ==== 1. Что такое CAN-шина и что она дает? ==== **Ответ**: CAN (англ. Controller Area Network — сеть контроллеров) — стандарт промышленной сети, ориентированный, прежде всего, на объединение в единую сеть различных исполнительных устройств и датчиков. Основные вопросы, которые помогают закрыть данные с CAN-шины, следующие: * удаленный контроль и аналитика использования доверенного водителю автомобиля * удаленное получение значения одометра (пробега) на автомобиле * анализ расхода топлива на автомобиле * присутствует ли подкрутка спидометра или водитель ездит на магните * возможность отслеживать необходимость проведения ТО * контроль оборотов двигателя * возможность выделять периоды агрессивного вождения * в целом анализ экономичности и стиля вождения водителя * контролировать нагрузку на ось и полный вес автопоезда Также на основании этих данных можно формировать путевые листы, смотреть точный пробег по странам и по платным дорогам, фиксировать, был ли пристегнут ремень безопасности пассажиром и/или водителем и т.д. ==== 2. Какие данные я могу получить по CAN? ==== **Ответ**: Стандартный набор CAN-параметров включает в себя: * Пробег по спидометру * Обороты двигателя (тахометр) * Общие затраты топлива с форсунок (абсолютный расход топлива) * Уровень топлива в баке (в двухбаковых машинах может передаваться общий уровень, но чаще всего только лишь уровень топлива в основном баке) * Температура окружающей среды (зависит от марки тягача и установленного оборудования) Также есть понятие "расширенная CAN-шина". \\ ==== 3. Что такое “Потрачено по CAN”? ==== **Ответ**: Потрачено по CAN - это общие затраты топлива, считываемые датчиком на форсунках за весь период с момента выпуска машины с завода.\\ \\ ==== 4. Как определяется уровень топлива по CAN-шине? ==== **Ответ**: * Данные по топливу передаются датчиком уровня топлива (ДУТ) в баке, установленным производителем при выпуске машины на заводе. Обычно на заводе-производителе машины ставят штатные датчики уровня топлива поплавкового типа. Основными элементами поплавкового датчика уровня являются поплавок и резистор переменной величины. Подъем и опускание поплавка вместе с уровнем топлива в баке механически изменяет сопротивление резистора и, как следствие, падение напряжения на нем. В последнее время всё чаще встречаются ДУТы ёмкостного типа, которые представляют из себя трубки-электроды и обладают значительно большей точностью. На большинстве грузовых машин западных производителей от 2005/2006+ года выпуска предусмотрена возможность передачи уровня топлива через GPS-прибор на сервер Wialon. * Данные передаются в виде процента заполненности бака. Для корректного отображения уровня топлива в системе необходимо знать максимальный объём бака. * Заводские ДУТы имеют погрешность в определении текущего уровня топлива порядка 20-30 литров в плюс или в минус и предназначены, в первую очередь, для сигнализации водителю о примерном остатке топлива. * Если машина двухбаковая, то чаще всего ДУТ ставят в один бак - в основной. Второй бак остаётся без контроля. Встречаются исключения. * Еще одна особенность штатных ДУТов: «слепые зоны». Некоторые штатные ДУТы установлены таким образом, что фактически не видят нижние и/или верхние 50-100 литров. Это может выглядеть так, будто машина едет 60-100 километров с абсолютно полным или пустым баком и уровень топлива не меняется. Расход, заправки и сливы в таком случае рассчитать невозможно. * Очень полезно использовать График уровня топлива в помощь таблице заправок. На нём видны "ложные" заправки и сливы, когда во время стоянки топливо падает и потом восстанавливается на прошлом уровне. {{ :2021-07-23_09-51-40_wialon_-_система_gps_глонасс_мониторинга_-_google_chrome.jpg |}} * Если заправка производится в дополнительный бак, то она не отслеживается. ==== 5. Увижу ли я, если водитель использовал магнит, подкручивал спидометр? ==== **Ответ**: Эти факты можно зафиксировать, используя специализированные отчёты. Разница между CAN-пробегом и GPS-пробегом в случаях подкрутки спидометра или постановки на магнит не останется незамеченной. Наглядно, особенно в случае магнита, разницу можно увидеть, просматривая CAN и GPS пробеги в таблице “Поездки”, как на рисунке.\\ {{ :2021-07-23_10-13-43_wialon_-_система_gps_глонасс_мониторинга_-_google_chrome.jpg |}} Мы видим, что суммарное расхождение составляет примерно 30 км. Значения пробега по GPS изменялись, по CAN - нет. Более того, не менялись значения километража на бортовом компьютере на начало и конец поездки, что косвенно указывает на использование магнита.