===== 8.1 CAN-шина на тракторах ===== [[#1. На какой технике есть CAN-шина]]\\ [[#2. ISOBUS]]\\ [[#3. Особенности работы с моточасами]]\\ [[#4. Энергонасыщенный трактор]]\\ ==== 1. На какой технике есть CAN-шина ==== Учитывая сложности с установкой ДУТ на с/х технике, CAN-шина в такой технике - это всегда хорошо. Она дает хоть и неточный, но уровень и расход топлива, часто правильные моточасы. CAN-шина есть на следующей технике: * Fendt * Claas * New Holland * МТЗ с двигателями Дойц и Детроит * John Deere ==== 2. ISOBUS ==== ISOBUS - это "язык общения" между трактором и соединенным с ним оборудованием. В 2001 году ряд производителей тракторов и навесного оборудования заключили соглашение о внедрении данного стандарта для корректного взаимодействия электроники трактора и орудий. Позже появилась возможность экспорта данных в программные комплексы для сельского хозяйства - это позволило организовать оперативный обмен данными. В конечном итоге возникла система управления всеми типами навесного оборудования, которая работает с помощью одного терминала. Принцип работы состоит в том, что система использует для обмена информации компьютер трактора, а не груду дополнительных терминалов от разных производителей. Такое решение упростило работу оператора и освободило кабину от дополнительных приборов. Для примера, если у вас трактор компании Fendt, сеялка Horsch, опрыскиватель Amazone и раскидыватель удобрений Rauch, то не нужно держать в кабине 3-4 разных терминала — теперь все можно подключить через один ISOBUS. Представляет из себя всё это один 9-контактный штекер. Он подключается к разъему в тракторе, который обычно находится сзади. Таким образом он объединяет его с дополнительной техникой. А в кабине расположен еще один блок разъемов под названием In-Cab-Connection, к которому подключаются другие компоненты - чаще всего терминал. После подключения всех компонентов в разъемы данные, получаемые от блока управления (ECU), поступают на терминал в кабине трактора. Там они после обработки преобразуются в контрольные команды, благодаря которым механизатор управляет техникой. ==== 3. Особенности работы с моточасами ==== Моточасы - это время работы двигателя, где 1 моточас **не равен** астрономическому, т.к. на разных оборотах двигатель изнашивается по-разному. Коэффициенты моточасов для каждого диапазона оборотов зачастую прописаны в техпаспорте. Зачастую: на холостом ходу (х/х) => 1 моточас = 1 астрономическому\\ на рабочих => 1 моточас может быть равен ⅔ часа\\ на высокой нагрузке => 1 моточас может быть равен ⅓ часа\\ Для фиксации моточасов на с/х технике стоит счётчик моточасов. Он считает часы самостоятельно на основе оборотов двигателя. Вычисленное значение такой счётчик может транслировать в CAN, где мы его “подбираем” GPS-трекером и используем в отчётности. А машиночасы - это время, потраченное на полный цикл работ. Применяется в бухгалтерии, для списания топлива по определенным нормам. Еще о разнице можно почитать по [[https://faq.wialon.by/doku.php?id=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B3%D0%B8_%D0%B8_%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%8B#%D1%87%D1%82%D0%BE_%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%8B_%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%8B|ссылке]]. Работа может включать в себя несколько отрезков: * транспортировка пустого прицепа (от мехдвора до сеновала); * транспортировка силоса; * работа косилкой и т.д. У каждой такой операции для каждой техники есть норма списания топлива, которой руководствуется бухгалтер в отчётах. Как мы можем помочь бухгалтеру? * Дать ему время работы на разных режимах (х/х, рабочие обороты); * Дать ему информацию по прицепам/орудиям, которые трактор таскал на поле/вне поля. ==== 4. Энергонасыщенный трактор ==== Энергонасыщенный трактор — это флагман сельскохозяйственных автопарков в настоящее время. Это мощная, многофункциональная и более дорогостоящая альтернатива прежним моделям сельхозтехники, способная производить намного больший объём полевых работ в связке с навесным оборудованием различного типа. Один энергонасыщенный трактор может заменить хозяйству две - три машины среднего класса. Своей производительностью данный трактор обязан мощному двигателю, который требует больших затрат на топливо. А мы уже знаем, что в сфере с/х одним из самых распространённых нарушений являются сливы. Наиболее популярные модели: * МТЗ 2522, МТЗ 3522 и МТЗ 3022 * John Deere 8530, 8335, 8420 * Fendt 724, 930, 936, 1050.