1. Сверка заправок на штатном ДУТ
2. Сверка заправок на врезном ДУТ. Что делать, если не сходится с чеком
3. Ложная заправка: колебания уровня топлива
4. Кейс: сверка заправок на спецтехнике
5. Видео: как проверять заправки в системе мониторинга
К сожалению, штатные ДУТ имеют ряд особенностей, которые нужно учитывать, если вы планируете сверять заправки по данных с них:
1) Датчики уровня топлива, установленные на заводе, отличаются пониженной точностью и служат, в первую очередь, для сигнализации водителю о примерном уровне топлива в баке машины. Погрешности могут достигать 10% как в большую сторону, так и в меньшую. Достоверность показаний такого датчика невысока, а показания системы мониторинга напрямую зависят от его работы.
2) Так как данные по уровню топлива в Wialon передаются в процентах заполненности бака (в случае получения данных с CAN), важно, чтоб в настройках был указан его правильный объем.
3) Если водитель заправлял оба бака, а датчик уровня топлива (заводской) установлен лишь в одном, то заправка в дополнительный бак (без датчика) зафиксирована не будет.
4) Большие «мертвые зоны» в нижней и верхней части бака (которые могут составлять до 10% от его объема). «Мертвая зона» - это когда индикатор топлива показывает, что бак уже полный, но на самом деле туда еще можно долить некоторое количество литров. И наоборот. Таким образом «мертвая зона» это область емкости в которой изменение регистрируемых значений не происходит.
5) Работа датчика только при включенном зажигании автомобиля. При выключенном зажигании питание на датчик не подается, уровень топлива в баке он не показывает.
6) Множество ложных сливов/заправок топлива из-за сильных колебаний. На точность показаний могут влиять скачки напряжения в бортовой сети автомобиля, состояние (возраст) электропроводки, наводки на провода и т.п., что снижает точность измерений.
7) Отсутствие тарировки бака. Она необходима для получения таблицы соответствия уровня топлива в баке объему этого топлива. Тарировка позволяет настроить систему контроля и точно определять моменты и объемы слива, заправки топлива в баке и его точное количество.
8) Отсутствие калибровки штатного ДУТ. Калибровка настраивает датчик, чтобы его значения (выходной сигнал) были максимально точными и пропорциональны уровню его заполненности.
Обычно график уровня топлива с CAN-шины выглядит так: сильные колебания, которые дают ложные заправки и сливы, уровень изменяется рвано, ступеньками.
Поэтому в данном случае система может зафиксировать факт заправки (если она осуществлялась в тот бак, где установлен штатный ДУТ), но говорить о корректности таких данных мы не можем. Поэтому мы не рекомендуем нашим клиентам сверять данные с чеками из-за высокой погрешности результата.
Сверка заправок осуществляется на машинах, на которых установлены врезные ДУТы в каждом баке - если машина двухбаковая. Это позволяет зафиксировать заправки в каждый бак в отдельности, а также отделить от них переливы (перекачку) топлива из бака в бак.
Врезной профессиональный ДУТ лишен вышеуказанных недостатков, свойственных штатному ДУТ.
Обычно график уровня топлива с врезных ДУТов выглядит так: не изменяется на стоянках и плавно снижается в поездках.
Если график уровня топлива имеет постоянные колебания даже на стоянках, то это может свидетельствовать о неисправности оборудования. В этом случае чаще всего нужна диагностика, а заправки также сходиться не будут. В таком случае сразу обращайтесь в техподдержку для проверки.
На детектирование заправок влияет настройка минимального ее значения в свойствах объекта:
Мы не рекомендуем выставлять небольшие значения (например, 1-2 л.), потому что в таком случае даже небольшое колебание уровня топлива может давать ложную заправку. А на больших баках (около 1 тонны) это случается очень часто.
Особое внимание хотим уделить такому вопросу, как погрешность оборудования.
Производители ДУТов афишируют погрешность в 1% на стенде от объёма бака при измерении текущего уровня топлива. Таким образом, при баке объёмом 500 литров погрешность составит до 5 литров (плюс-минус), при баке в 900 литров - до 9 литров. На погрешность также влияют внешние факторы, форма бака, температура и качество топлива, а также качество калибровки («тарировки») датчика после его установки. А заправка - это всегда два измерения, начальный и конечный уровень топлива.
Таким образом, итоговая реальная погрешность может доходить до 2-3% от объема бака, куда производилась заправка - в зависимости от датчика.
Подробнее о том, как ДУТ определяет уровень топлива, в разделе 5.2 Врезные ДУТы. Особенности работы, погрешность.
Поэтому если заправка по вашему мнению не сходится:
Например:
Если же погрешность превышает 2%:
Обычно тарировка осуществляется беларусским топливом, а если машина заправляется, например, в Казахстане или даже в России, то состав топлива другой, что влияет на работу датчика.
Из нашей практики: на европейском топливе заправки завышены примерно на 7%. Сейчас есть новое поколение датчиков (Omnicomm LLS5), которые позволяют учитывать изменение состава топлива и корректируют его уровень.
Анализируем, фиксировались ли недоливы на других ваших машинах на этой АЗС. Причиной может быть махинации со стороны АЗС или водителя (если это его «любимое» место, когда часть топлива идет не в бак, а в канистру).
Нет ли какой-то закономерности, тенденции. Меняется ли ситуация, если на машину садится другой водитель.
Графически это выглядит так: заправка еще осуществляется, а уровень топлива уже не повышается. Потом машина может еще какое-то время ехать, а уровень топлива остается максимальным.
Повышение уровня топлива - это не всегда заправка. Например, с техникой могут проводиться какие-то работы, из-за чего меняется ее транспортное положение и уровень топлива в баке, а потом восстанавливается до предыдущего уровня. Или машина может стать как-то под наклоном, а затем выпрямиться - тогда уровень топлива вернется на первоначальное значение, а система может зафиксировать такое поднятие как заправку.
Все такие случаи мы проверяем по графику уровня топлива: на них четко видно снижение, а затем поднятие.
Детектируется слив на 11 л. Заправки в тот день не было, поэтому мы делаем вывод, что это колебание уровня топлива. Так как подозрение на слив определяется на базе клиента, то можно предположить, что проводились какие-то работы с машиной, из-за чего мог измениться уровень топлива в баке. Например, если поднимали и опускали «подушки».
Спецтехника, а также с/х техника характеризуется тем, что работает в особых условиях. Часто - это поля и карьеры, проезд по неасфальтированным дорогам, что влечет за собой некоторые нюансы при анализе заправок на данной технике.
Такие сильные колебания являются причиной особых настроек: и самого датчика (может активироваться высокая степень сглаживания данных), и в системе мониторинга, когда выставляется повышенная фильтрация (5-10 вместо обычных 3), а также высокий минимальный объем заправки:
Как и во всех прочих случаях главным инструментом анализа является график уровня топлива. Именно на графике мы видим, в каких условиях работает техника: колебания очень сильные в движении, что система может определять как ложные заправки, но мы видим, как уровень топлива возвращается к первоначальному значению.
Видео, как проверять заправки в системе мониторинга, доступно по ссылке.