1.5 Не сходятся заправки:

Один из самых распространенных типов запросов в техническую поддержку это вопросы по топливу, а точнее, о несовпадении данных по заправкам, которые отображаются в системе, с теми, которые приносит водитель.
В данной статье мы постараемся показать Вам наиболее типовые моменты, из-за которых могут возникать расхождения. Однако для начала рассмотрим, каким образом возможно получать данные в системе. Данные по топливу можно получать в Wialon в следующих случаях:
1) Прибор (контроллер) подключен к бортовому компьютеру авто. В таком случае в программу приходят данные от штатного датчика уровня топлива, установленного заводом-производителем.
2) В топливный бак авто врезан специальный датчик уровня топлива. Качество получаемых данных напрямую зависит от типа самого датчика, а также от качества заправляемого топлива.
3) В топливную систему врезан «расходомер», основное назначение которого собирать данные о количестве расходуемого топлива.
Повышение уровня топлива, которое система фиксирует, как заправку, выводится в отчетах в одноименной таблице. Если за выбранный вами период ни одного такого повышения зафиксировано не было, то таблица выводиться не будет.

Наиболее удобный инструментом для анализа топлива является график уровня топлива. Он дает возможность визуально отследить изменение уровня в баке (баках), а также увидеть конкретные значения в той или иной точке графика с помощью трассировки.

В данной статье мы рассмотрим первые два пункта, типовые вопросы-ситуации, возникающие у наших клиентов, а также простой алгоритм действий для анализа.
Еще важно понимать, что под словами «не сходится» мы в данном случае подразумеваем расхождение, как в количестве заправок, так и в объеме заправленного топлива.

Заправка может не отображаться, либо отображаться некорректно, если прибор был отключен от сети питания. В таком случае график будет соединен прямой линией, как на рисунке.

Если за это время проводилась заправка, то система зафиксирует изменение только в момент, когда прибор передаст данные о том, что уровень топлива изменился, то есть, когда на приборе появится питание).
Такой график можно увидеть зачастую, если на машине регулярно отключают массу. Например, на стоянках.

На этом графике представлена ситуация, если по каким-либо причинам не было данных непосредственно по уровню топлива, но сам контроллер от питания не отключался

На графике представлена ситуация, когда по каким-либо причинам не было данных непосредственно по уровню топлива, но сам контроллер от питания не отключался. На рисунке видно, что машина двигалась, но так как не было данных, по топливу, то две крайние точки соединены прямой.
Особенности анализа напрямую зависит от того, каким образом в конкретно вашем случае приходят данные по топливу.
Если прибор подключен к бортовому компьютеру авто, то расхождение по заправкам возникает в нескольких случаях:
1. на машине установлено два топливных бака, а в с бортового компьютера считываются данные о заполненности только одного из них. Соответственно, данные о заправках во второй бак не отображаются.
2. штатные датчики уровня топлива могут иметь так называемую «мертвую зону», изменение уровня топлива в которых просто не фиксируется.
Пример такого случая изображен на рисунке. По графику видно, что заправка была якобы до полного бака , однако в последующей поездке изменения уровня топлива не происходило. По факту машина двигалась, топливо тратилось, но система этого не зафиксировала. Соответственно, часть заправки, попавшая в эту же мертвую зону не была зафиксирована. Это реальный случай из нашей практики. Заправка была 492 литра, а в системе отобразилось 416. К сожалению каким-либо образом повлиять на работу ШТАТНОГО датчика уровня топлива (CAN) не представляется возможным.

3. если прибор подключен к бортовому компьютеру авто, то в данные в программу поступают о ПРОЦЕНТЕ ЗАПОЛНЕННОСТИ БАКА, т.е информация приходит не в литрах, а в процентах. Дальнейший пересчет осуществляется в зависимости от объема бака, заданного в настройках. Для корректной настройки этого параметра отправьте, пожалуйста, на почту support@wialon.by информацию об объеме основного бака на ваших автомобилях.
4. ложные заправки, обусловленные низкой точностью штатного датчика уровня топлива. Разбежка получаемых данных может быть значительной, а изменение данных в сторону увеличения программа может фиксировать, как заправку. на практике в программе (для тягачей), это отражается в виде небольших по объему заправок (30-70л).
Детальнее о том, как распознать ложный слив, расписано в этой статье: Слив это или нет
5. еще одна особенность работы штатного датчика уровня топлива, из-за которой могут возникать расхождения по заправкам, заключается в том, датчик может фиксировать изменение уровня топлива (после заправки) с некоторой задержкой. Типичный пример ниже на рисунке. Машина уже тронулась и в движении бортовой компьютер принял информацию с датчика об изменении уровня. В системе, как правило, стоит настройка «фиксировать заправки только на стоянке»+ 5-10 минут после. Это сделано для того, чтобы колебания топлива в баке, когда машина едет, не расценивались как заправки и сливы. А значит, если датчик определил заправку уже в движении, то она может не отобразиться в таблице, отобразиться позже, чем была на самом деле, либо быть меньшего объема. Но она обязательно будет на графике, и при помощи трассировки можно перепроверить ее объем.

Опять же, это реальный пример из практики. Заправка по чеку была в 10.45, а датчик (и система, соответственно) зафиксировали окончательный уровень топлива в 11.15

Обращаем внимание, что со стороны системы мониторинга никаким образом невозможно повлиять на качество работы штатного ДУТа.

Если в топливный бак врезан датчик уровня топлива, то точность получаемых данных напрямую зависит от типа датчика. Наименьшей точностью обладают аналоговые датчики уровня топлива. Как и любой измерительный прибор датчик имеет свою погрешность измерения. Из тех датчиков, которые предлагает компания Гуртам, датчики белорусского производства имеют погрешность около 3% от объема бака, датчики российского производства (Омникомм) имеют погрешность около 1% от заполненности бака.

Настройки отображения заправок регулируются в Свойствах объекта=⇒Расход топлива. Настоятельно рекомендуем самостоятельно эти настройки не менять.
Единственное, что можно попробовать подрегулировать, это графу «Минимальный объем заправки», но только в том случае, если вы видите заправку на графике, а ее нет в системе.

Детальнее о том, что означает каждый пункт вкладки расписано по ссылке: Вкладка "Расход топлива"
Но одна из крайне распространенных ошибок - выставление очень низкой границы минимальной заправки (например, 5 литров). В таком случае практически любое колебание топлива может привести к отображению ложных заправок.
Обратная ситуация, когда граница завышена, и заправки более мелкого объема не попадают в отчет.

Простой, но важный момент, заправки в системе учитываются в зависимости от часового пояса, выставленного в настройках пользователя. По умолчанию, это минское время. Время же в чеке может отличаться из-за часового пояса.

Наглядно сравнить заправки в системе и заправки по чеку можно через раздел «Регистрация заправок». Подробнее об этом можно прочитать по ссылке. Регистрация заправок

Надеюсь, что мы смогли Вам помочь разобраться с особенностями отображения заправок. Если у Вас остались вопросы, обращайтесь, пожалуйста, на почту support@wialon.by