1. Реальный слив
2. Ложный слив: колебание уровня топлива в баке
3. Ложный слив: потери gps-данных
4. Ложный слив: расход топлива на отопитель
5. Ложный слив: неисправность ДУТ
6. Кейс: слив в "особом" месте
7. Кейс: проверка сливов на спецтехнике
8. Кейс: слив с "обратки"
9. Видео: как проверять сливы в системе мониторинга
Проверка слива начинается с анализа вкладки в настройках датчика уровня топлива:
Данные параметры влияют на то, детектируется ли слив и, если да, в каком объеме, а точнее, от какого объема колебание уровня топлива система маркирует как подозрение на слив.
Мы не рекомендуем выставлять минимальный объем слива на уровне 1-2 литров, потому что это даст множественные ложные подозрения на слив из-за колебания уровня топлива в баке.
Сливы традиционно проверяются по графику уровня топлива.
Анализируем работу ДУТ в целом: насколько «аккуратный» график уровня топлива, нет ли сильных колебаний там, где их быть не должно. Последние могут говорить как о неисправности датчика, так и о специфических условиях работы, например, если это спецтехника или с/х техника.
График корректно работающего ДУТ выглядит примерно так: ровный на стоянках и плавно опускающийся в поездках, без особых колебаний уровня топлива.
Реальный слив на графике чаще всего выглядит так: машина стоит, двигатель, как правило, работает, но может быть и заглушен, а уровень топлива снижается (резко или плавно, в зависимости от способа слива), а затем не возвращается на предыдущий уровень.
Также можно дополнительно проверить на карте, в каком месте произошел слив, при помощи инструмента «Трассировка». В данном случае мы видим, что слив был на какой-то стоянке, что подтверждает наши предположения:
При подозрении на слив мы сверяем заправки за период: совпадают ли, чтобы отсечь ложные сливы, когда уровень топлива опустился, например, на 10 л., а затем поднялся на такую же величину. Сверка заправок даст информацию, что залива в бак 10 л. не было.
Например:
Детектируется слив на 11 л. Заправки в тот день не было, поэтому мы делаем вывод, что это колебание уровня топлива. Так как подозрение на слив определяется на базе клиента, то можно предположить, что проводились какие-то работы с машиной, из-за чего мог измениться уровень топлива в баке. Например, если поднимали и опускали «подушки».
Потери gps-данных также могут повлиять на детектирование слива. Если от трекера не приходят координаты, то для системы мониторинга автомобиль стоит. Но уровень топлива при этом сильно снижается, поэтому фиксируется подозрение на слив.
Как это выглядит на карте: штрих-пунктир с маркерами сливов.
Как это выглядит на графике: зажигание включено, наклон линии такой же, как если бы машина двигалась.
В данном случае можно говорить, что причиной ложного слива является неисправность трекера.
Когда забор топлива на отопитель происходит прямо из бака, то система мониторинга фиксирует повышенный его расход, что может определяться как ложный слив.
Как в этом случае проверяем данные: совмещаем график уровня топлива и график температуры окружающей среды
Мы видим:
Вывод: подозрение на слив вызвано повышенным расходом топлива из-за забора его на отопитель.
Как можно дополнительно контролировать такой расход:
Многочисленные подозрения на слив могут свидетельствовать и о неисправности оборудования.
Это же видно на графике уровня топлива: постоянные колебания даже на стоянках
Исходя из нашего опыта, можем предположить, что это может быть закоротка ДУТа, либо закупорка дренажных отверстий, либо выход ДУТа из строя. Точную причину может определить только мастер после диагностики оборудования.
Очень часто подтвердить слив можно, если он происходит в каком-то особом месте, известном клиенту: или это «любимое» место для таких операций у водителя (на трассе встал в «карман» и слил), или это «санкционированный» слив, как, например, в этом случае.
Машина остановилась перед погранпереходом Беларусь - Польша, чтобы слить «лишнее» топливо, с которым нельзя въезжать в страну:
Спецтехника, а также с/х техника характеризуется тем, что работает в особых условиях. Часто - это поля и карьеры, проезд по неасфальтированным дорогам, что влечет за собой некоторые нюансы при анализе сливов на данной технике.
Как и во всех прочих случаях главным инструментом анализа является график уровня топлива.
Первый случай - реальный слив топлива. По графику мы видим, что в поездках наблюдаются сильные колебания уровня топлива, но сам слив достаточно четкий: на стоянке с включенным двигателем.
Но рассмотрим случаи ложных сливов на с/х технике: заправки в тот день во второй половине дня не было - техника заправляется с утра, сильные колебания уровня топлива есть, но при этом можно сделать вывод, что слив ложный, так как уровень восстановился до исходного.
Аналогично - на другой технике:
Клиент обратился к нам с подозрением на сливы с врезкой в обратку на своих лесовозах: заметил, что расход по датчику уровня топлива за день намного больше, чем расход по норме, при том что она была рассчитана с запасом.
Технические специалисты нашей компании проанализировали графики уровня топлива. Что мы увидели:
Есть явная разница в скорости потребления топлива в начале поездки и в конце: наклон синей линии графика сперва более сильный, что говорит о более быстром расходе топлива.
При просмотре данных по топливу за несколько дней видно, что эти сливы происходят всегда в начале поездки после стоянок:
Мы сразу поняли, что это слив топлива в движении, но что занимательно! В момент, когда расход топлива явно изменяется, нет остановок. Это значит, что водитель, не останавливаясь и не снимая канистру, как-то заканчивает слив прямо на ходу. Нас это заинтересовало. Было принято решение о выезде нашего мастера на предприятие, где он обнаружил на 4-х авто врезки в обратку. Но для техподдержки оказался важен не столько факт врезки, сколько конкретная реализация этой врезки с технической точки зрения.
Что же интересного обнаружил мастер? Водитель использовал для сливов не канистру, как это «принято» делать, а штатную ёмкость – ресивер, предназначенную совершенно для других целей, заранее доработав его под свои «нехорошие цели» (ссылка на видео).
Технология слива с ресивера
Когда автомобиль начинает движение, топливо не стекает в бак, а заполняет ёмкость ресивера – мы видим большой расход. Когда ресивер заполнился, топливо, за неимением другого пути следования, идёт снова в бак, как и положено. Тогда расход уменьшается прямо на ходу.
Точка перепада на графике – это момент, когда ёмкость заполняется на 100%. Предварительная часть слива закончена. И для этого не нужно лишних остановок. А непосредственно слив из ресивера в канистру водитель осуществляет на стоянке, и, возможно, значительно позже (например, в конце смены). Поэтому очередной кусок большого расхода топлива появится именно в начале очередной поездки, так как ресивер опять будет пустым и топливо пойдёт в него, а не в бак. Это открытие стало очень важным, ведь мы нашли ответ на вопрос: как же водители сливают, не совершая остановок для установки/снятия канистры.
И как же помочь клиентам, которые не хотят смотреть графики и ходить куда-либо дальше таблицы «Статистика», получать автоматически данные о таких сливах?
Решение
Клиент обратился к нам с подозрением на сливы с врезкой в обратку на своих лесовозах: заметил, что расход по датчику уровня топлива за день намного больше, чем расход по норме, при том что она была рассчитана с запасом. На Wialon есть опция поиска сливов в движении, но ранее мы её не использовали на таких автомобилях, так как в такой ситуации графики отображают «ложные сливы»:
И тут нам вспомнилось, что для спецтехники, которая не ездит, но топливо тратит, мы всегда указываем в датчике зажигания норму расхода в литрах в час. Тогда при нулевом пробеге Wialon не засчитывает имеющийся расход топлива как слив.
По умолчанию в этом поле у нас прописано значение «3.1 л/ч» – это примерная норма расхода топлива на холостом ходу. Мы подумали: «А что если прописать сюда расход для поездки, который можно рассчитать из наших отчётов»? И взять с запасом в 30%.
Предположим, что груженый тягач тратит 38 литров. Средняя скорость – 85-90 км/ч. То есть за 1 час авто проедет 90 км и потратит 38*0.9 = 34.2 л. На очень всякий случай можно указать с запасом – 40 л/ч.
В нашем кейсе мы работаем с данными по лесовозу МАЗ, поэтому указали норму в 45 л/ч. Получили 2 подозрения на слив вместо 11-ти. И это вполне соответствует графику:
Результат
Таким образом клиент получил автоматическое определение сливов с обратки и адекватное количество таких случаев, что больше, чем ничего. Данную информацию можно увидеть как в отчётах, так и в онлайн-уведомлениях в системе мониторинга.
Видео, как проверять сливы в системе мониторинга, доступно по ссылке.