Содержание

4.1 CAN-шина - данные с бортового компьютера:

1. Что такое CAN-шина и что она дает?
2. Какие данные я могу получить по CAN?
3. Что такое потрачено по CAN?
4. Как считается уровень топлива по CAN?
5. Увижу ли я, если водитель использовал магнит, подкручивал спидометр?


1. Что такое CAN-шина и что она дает?

Ответ: CAN (англ. Controller Area Network — сеть контроллеров) — стандарт промышленной сети, ориентированный, прежде всего, на объединение в единую сеть различных исполнительных устройств и датчиков.

Основные вопросы, которые помогают закрыть данные с CAN-шины, следующие:

Также на основании этих данных можно формировать путевые листы, смотреть точный пробег по странам и по платным дорогам, фиксировать, был ли пристегнут ремень безопасности пассажиром и/или водителем и т.д.

2. Какие данные я могу получить по CAN?

Ответ: Стандартный набор CAN-параметров включает в себя:

Также есть понятие «расширенная CAN-шина».

3. Что такое “Потрачено по CAN”?

Ответ: Потрачено по CAN - это общие затраты топлива, считываемые датчиком на форсунках за весь период с момента выпуска машины с завода.

4. Как определяется уровень топлива по CAN-шине?

Ответ:

Обычно на заводе-производителе машины ставят штатные датчики уровня топлива поплавкового типа. Основными элементами поплавкового датчика уровня являются поплавок и резистор переменной величины. Подъем и опускание поплавка вместе с уровнем топлива в баке механически изменяет сопротивление резистора и, как следствие, падение напряжения на нем. В последнее время всё чаще встречаются ДУТы ёмкостного типа, которые представляют из себя трубки-электроды и обладают значительно большей точностью.

На большинстве грузовых машин западных производителей от 2005/2006+ года выпуска предусмотрена возможность передачи уровня топлива через GPS-прибор на сервер Wialon.

5. Увижу ли я, если водитель использовал магнит, подкручивал спидометр?

Ответ: Эти факты можно зафиксировать, используя специализированные отчёты. Разница между CAN-пробегом и GPS-пробегом в случаях подкрутки спидометра или постановки на магнит не останется незамеченной. Наглядно, особенно в случае магнита, разницу можно увидеть, просматривая CAN и GPS пробеги в таблице “Поездки”, как на рисунке.

Мы видим, что суммарное расхождение составляет примерно 30 км. Значения пробега по GPS изменялись, по CAN - нет. Более того, не менялись значения километража на бортовом компьютере на начало и конец поездки, что косвенно указывает на использование магнита.