Это старая версия документа.
1. Сверка заправок на штатном ДУТ
2. Сверка заправок на врезном ДУТ. Что делать, если не сходится с чеком
3. Ложная заправка: неисправность ДУТ
4. Ложная заправка: колебания уровня топлива
5. Кейс: сверка заправок на спецтехнике
К сожалению, штатные ДУТ имеют ряд особенностей, которые нужно учитывать, если вы планируете сверять заправки по данных с них:
1) Датчики уровня топлива, установленные на заводе, отличаются пониженной точностью и служат, в первую очередь, для сигнализации водителю о примерном уровне топлива в баке машины. Погрешности могут достигать 10% как в большую сторону, так и в меньшую. 2) Так как данные по уровню топлива в Wialon передаются в процентах заполненности бака (в случае получения данных с CAN), важно, чтоб в настройках был указан его правильный объем. 3) Если водитель заправлял оба бака, а датчик уровня топлива (заводской) установлен лишь в одном, то заправка в дополнительный бак (без датчика) зафиксирована не будет.
Обычно график уровня топлива с CAN-шины выглядит так: сильные колебания, которые дают ложные заправки и сливы, уровень изменяется рвано, ступеньками.
Поэтому в данном случае система может зафиксировать факт заправки (если она осуществлялась в тот бак, где установлен штатный ДУТ), но говорить о корректности таких данных мы не можем. Поэтому мы не рекомендуем нашим клиентам сверять данные с чеками из-за высокой погрешности результата.
Сверка заправок осуществляется на машинах, на которых установлены врезные ДУТы в каждом баке - если машина двухбаковая. Это позволяет зафиксировать заправки в каждый бак в отдельности, а также отделить от них переливы (перекачку) топлива из бака в бак.
Обычно график уровня топлива с врезных ДУТов выглядит так: не изменяется на стоянках и плавно снижается в поездках.
Особое внимание хотим уделить такому вопросу, как погрешность оборудования.
Производители ДУТов афишируют погрешность в 1% на стенде от объёма бака при измерении текущего уровня топлива. Таким образом, при баке объёмом 500 литров погрешность составит до 5 литров (плюс-минус), при баке в 900 литров - до 9 литров. На погрешность также влияют внешние факторы, форма бака, температура и качество топлива, а также качество калибровки («тарировки») датчика после его установки. Таким образом, итоговая реальная погрешность может доходить до 2-3% от объема бака, куда производилась заправка - в зависимости от датчика.
Подробнее о том, как ДУТ определяет уровень топлива, в разделе 5.2 Врезные ДУТы. Особенности работы, погрешность.
Поэтому если заправка по вашему мнению не сходится:
Если погрешность превышает 2%:
Обычно тарировка осуществляется беларусским топливом, а если машина заправляется, например, в Казахстане или даже в России, то состав топлива другой, что влияет на работу датчика.
Из нашей практики: на европейском топливе заправки завышены примерно на 7%. Сейчас есть новое поколение датчиков (Omnicomm LLS5), которые позволяют учитывать изменение состава топлива и корректируют его уровень.
Анализируем, фиксировались ли недоливы на других ваших машинах на этой АЗС. Причиной может быть махинации со стороны АЗС или водителя (если это его «любимое» место, когда часть топлива идет не в бак, а в канистру).
Нет ли какой-то закономерности, тенденции. Меняется ли ситуация, если на машину садится другой водитель.