Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
заправки._сверка_с_чеками [2021/08/05 17:38] admin создано |
заправки._сверка_с_чеками [2021/08/10 14:22] (текущий) admin |
||
---|---|---|---|
Строка 2: | Строка 2: | ||
1. [[#Сверка заправок на штатном ДУТ]]\\ | 1. [[#Сверка заправок на штатном ДУТ]]\\ | ||
2. [[#Сверка заправок на врезном ДУТ. Что делать, если не сходится с чеком]]\\ | 2. [[#Сверка заправок на врезном ДУТ. Что делать, если не сходится с чеком]]\\ | ||
- | 3. [[#Ложная заправка: неисправность ДУТ]]\\ | + | 3. [[#Ложная заправка: колебания уровня топлива]]\\ |
- | 4. [[#Ложная заправка: колебания уровня топлива]]\\ | + | 4. [[#Кейс: сверка заправок на спецтехнике]]\\ |
- | 5. [[#Кейс: сверка заправок на спецтехнике]]\\ | + | 5. [[#Видео: как проверять заправки в системе мониторинга]]\\ |
==== 1. Сверка заправок на штатном ДУТ ==== | ==== 1. Сверка заправок на штатном ДУТ ==== | ||
К сожалению, штатные ДУТ имеют ряд особенностей, которые нужно учитывать, если вы планируете сверять заправки по данных с них: | К сожалению, штатные ДУТ имеют ряд особенностей, которые нужно учитывать, если вы планируете сверять заправки по данных с них: | ||
- | 1) Датчики уровня топлива, установленные на заводе, отличаются пониженной точностью и служат, в первую очередь, для сигнализации водителю о примерном уровне топлива в баке машины. Погрешности могут достигать 10% как в большую сторону, так и в меньшую. | + | 1) Датчики уровня топлива, установленные на заводе, отличаются пониженной точностью и служат, в первую очередь, для сигнализации водителю о примерном уровне топлива в баке машины. Погрешности могут достигать 10% как в большую сторону, так и в меньшую. **Достоверность показаний такого датчика невысока, а показания системы мониторинга напрямую зависят от его работы.**\\ |
- | 2) Так как данные по уровню топлива в Wialon передаются в процентах заполненности бака (в случае получения данных с CAN), важно, чтоб в настройках был указан его правильный объем. | + | 2) Так как данные по уровню топлива в Wialon передаются в процентах заполненности бака (в случае получения данных с CAN), важно, чтоб в настройках был указан его правильный объем.\\ |
- | 3) Если водитель заправлял оба бака, а датчик уровня топлива (заводской) установлен лишь в одном, то заправка в дополнительный бак (без датчика) зафиксирована не будет. | + | 3) Если водитель заправлял оба бака, а датчик уровня топлива (заводской) установлен лишь в одном, то заправка в дополнительный бак (без датчика) зафиксирована не будет.\\ |
+ | 4) Большие «мертвые зоны» в нижней и верхней части бака (которые могут составлять до 10% от его объема). «Мертвая зона» - это когда индикатор топлива показывает, что бак уже полный, но на самом деле туда еще можно долить некоторое количество литров. И наоборот. Таким образом "мертвая зона" это область емкости в которой изменение регистрируемых значений не происходит.\\ | ||
+ | 5) Работа датчика только при включенном зажигании автомобиля. При выключенном зажигании питание на датчик не подается, уровень топлива в баке он не показывает.\\ | ||
+ | 6) Множество ложных сливов/заправок топлива из-за сильных колебаний. На точность показаний могут влиять скачки напряжения в бортовой сети автомобиля, состояние (возраст) электропроводки, наводки на провода и т.п., что снижает точность измерений.\\ | ||
+ | 7) Отсутствие тарировки бака. Она необходима для получения таблицы соответствия уровня топлива в баке объему этого топлива. Тарировка позволяет настроить систему контроля и точно определять моменты и объемы слива, заправки топлива в баке и его точное количество.\\ | ||
+ | 8) Отсутствие калибровки штатного ДУТ. Калибровка настраивает датчик, чтобы его значения (выходной сигнал) были максимально точными и пропорциональны уровню его заполненности.\\ | ||
Обычно график уровня топлива с CAN-шины выглядит так: сильные колебания, которые дают ложные заправки и сливы, уровень изменяется рвано, ступеньками. | Обычно график уровня топлива с CAN-шины выглядит так: сильные колебания, которые дают ложные заправки и сливы, уровень изменяется рвано, ступеньками. | ||
Строка 22: | Строка 27: | ||
==== 2. Сверка заправок на врезном ДУТ. Что делать, если не сходится с чеком ==== | ==== 2. Сверка заправок на врезном ДУТ. Что делать, если не сходится с чеком ==== | ||
- | Сверка заправок осуществляется на машинах, на которых установлены врезные ДУТы в каждом баке - если машина двухбаковая. Это позволяет зафиксировать заправки в каждый бак в отдельности, а также отделить от них переливы (перекачку) топлива из бака в бак. | + | Сверка заправок осуществляется на машинах, на которых установлены врезные ДУТы в каждом баке - если машина двухбаковая. Это позволяет зафиксировать заправки в каждый бак в отдельности, а также отделить от них переливы (перекачку) топлива из бака в бак. |
+ | |||
+ | **Врезной профессиональный ДУТ лишен вышеуказанных недостатков, свойственных штатному ДУТ.** | ||
Обычно график уровня топлива с врезных ДУТов выглядит так: не изменяется на стоянках и плавно снижается в поездках. | Обычно график уровня топлива с врезных ДУТов выглядит так: не изменяется на стоянках и плавно снижается в поездках. | ||
Строка 28: | Строка 35: | ||
{{ :2021-08-05_17-02-13.jpg |}} | {{ :2021-08-05_17-02-13.jpg |}} | ||
- | Особое внимание хотим уделить такому вопросу, как погрешность оборудования. | + | Если график уровня топлива имеет постоянные колебания даже на стоянках, то это может свидетельствовать о неисправности оборудования. В этом случае чаще всего нужна диагностика, а заправки также сходиться не будут. В таком случае сразу обращайтесь в техподдержку для проверки. |
- | Производители ДУТов афишируют погрешность в 1% на стенде от объёма бака при измерении текущего уровня топлива. Таким образом, при баке объёмом 500 литров погрешность составит до 5 литров (плюс-минус), при баке в 900 литров - до 9 литров. На погрешность также влияют внешние факторы, форма бака, температура и качество топлива, а также качество калибровки («тарировки») датчика после его установки. Таким образом, итоговая реальная погрешность может доходить до **2-3% от объема бака, куда производилась заправка** - в зависимости от датчика. | + | {{ :2021-08-05_11-37-24.jpg |}} |
+ | |||
+ | На детектирование заправок влияет настройка минимального ее значения в свойствах объекта: | ||
+ | |||
+ | {{ :2021-08-06_12-05-44.jpg |}} | ||
+ | |||
+ | Мы **не рекомендуем** выставлять небольшие значения (например, 1-2 л.), потому что в таком случае даже небольшое колебание уровня топлива может давать ложную заправку. А на больших баках (около 1 тонны) это случается очень часто. | ||
+ | |||
+ | Особое внимание хотим уделить такому вопросу, как **погрешность оборудования**. | ||
+ | |||
+ | Производители ДУТов афишируют погрешность в 1% на стенде от объёма бака **при измерении текущего уровня топлива**. Таким образом, при баке объёмом 500 литров погрешность составит до 5 литров (плюс-минус), при баке в 900 литров - до 9 литров. На погрешность также влияют внешние факторы, форма бака, температура и качество топлива, а также качество калибровки («тарировки») датчика после его установки. А заправка - это всегда **два измерения, начальный и конечный уровень топлива**. | ||
+ | |||
+ | Таким образом, итоговая реальная погрешность может доходить до **2-3% от объема бака, куда производилась заправка** - в зависимости от датчика. | ||
Подробнее о том, как ДУТ определяет уровень топлива, в разделе [[https://faq.wialon.by/doku.php?id=%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B4%D1%83%D1%82%D1%8B._%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B_%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C#%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B4%D1%83%D1%82%D1%8B_%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B_%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C|5.2 Врезные ДУТы. Особенности работы, погрешность]]. | Подробнее о том, как ДУТ определяет уровень топлива, в разделе [[https://faq.wialon.by/doku.php?id=%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B4%D1%83%D1%82%D1%8B._%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B_%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C#%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B4%D1%83%D1%82%D1%8B_%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B_%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C|5.2 Врезные ДУТы. Особенности работы, погрешность]]. | ||
Строка 40: | Строка 59: | ||
* если погрешность не превышает рассчитанную величину - датчик работает корректно, заправка сходится в рамках допустимой погрешности | * если погрешность не превышает рассчитанную величину - датчик работает корректно, заправка сходится в рамках допустимой погрешности | ||
- | Если погрешность превышает 2%: | + | Например: |
+ | |||
+ | * зафиксирована заправка в 197 л. в основной бак (мы видим это по графику): | ||
+ | |||
+ | {{ :photo_2021-08-06_09-47-06.jpg |}} | ||
+ | |||
+ | * объем основного бака по тарировке 621 л., поэтому 2% от него - 12,5 л. | ||
+ | * поэтому чек может быть в диапазоне от 184,5 л. до 209,5 л. - это в рамках допустимой погрешности. | ||
+ | |||
+ | Если же погрешность превышает 2%: | ||
* Проверяем, в какой стране это происходит. | * Проверяем, в какой стране это происходит. | ||
Строка 52: | Строка 80: | ||
Анализируем, фиксировались ли недоливы на других ваших машинах на этой АЗС. Причиной может быть махинации со стороны АЗС или водителя (если это его "любимое" место, когда часть топлива идет не в бак, а в канистру). | Анализируем, фиксировались ли недоливы на других ваших машинах на этой АЗС. Причиной может быть махинации со стороны АЗС или водителя (если это его "любимое" место, когда часть топлива идет не в бак, а в канистру). | ||
- | * Проверяем рейсы этого же водителя на других машинах, этой же. | + | * Проверяем рейсы этого же водителя на других машинах, другие рейсы на этой же машине. |
Нет ли какой-то закономерности, тенденции. Меняется ли ситуация, если на машину садится другой водитель. | Нет ли какой-то закономерности, тенденции. Меняется ли ситуация, если на машину садится другой водитель. | ||
+ | |||
+ | * Проверяем объем недолива, потому что, например, очень часто он составляет 20 л. - объем канистры. | ||
+ | |||
+ | * Проверяем, в какую часть бака производится заправка. Если "под горловину", то может быть выход за пределы тарировки, когда топливо еще попадает в бак, а датчик в системе мониторинга "уперся" в максимум. В таком случае нужно сообщить о ситуации в техподдержку. | ||
+ | |||
+ | Графически это выглядит так: заправка еще осуществляется, а уровень топлива уже не повышается. Потом машина может еще какое-то время ехать, а уровень топлива остается максимальным. | ||
+ | |||
+ | {{ :2021-08-05_17-55-25.jpg |}} | ||
+ | |||
+ | * Можно сделать контрольную заправку в присутствии ответственного лица. Если она сошлась в рамках допустимой погрешности, то можно говорить о корректной работе ДУТ. И какие-либо занижения объемов заправок - это недоливы. | ||
+ | |||
+ | * **Если вы проверили все указанные случаи и не выявили никаких нюансов - обращайтесь в техподдержку для более глубокого анализа работы оборудования. Для этого нам обязательно нужны чеки заправок за период.** | ||
+ | |||
+ | ==== 3. Ложная заправка: колебания уровня топлива ==== | ||
+ | Повышение уровня топлива - это не всегда заправка. Например, с техникой могут проводиться какие-то работы, из-за чего меняется ее транспортное положение и уровень топлива в баке, а потом восстанавливается до предыдущего уровня. Или машина может стать как-то под наклоном, а затем выпрямиться - тогда уровень топлива вернется на первоначальное значение, а система может зафиксировать такое поднятие как заправку. | ||
+ | |||
+ | Все такие случаи мы проверяем по графику уровня топлива: на них четко видно снижение, а затем поднятие. | ||
+ | |||
+ | {{ :2021-08-04_17-12-51.jpg |}} | ||
+ | |||
+ | Детектируется слив на 11 л. | ||
+ | Заправки в тот день не было, поэтому мы делаем вывод, что это колебание уровня топлива. Так как подозрение на слив определяется на базе клиента, то можно предположить, что проводились какие-то работы с машиной, из-за чего мог измениться уровень топлива в баке. Например, если поднимали и опускали "подушки". | ||
+ | |||
+ | {{ :2021-08-04_17-14-07.jpg |}} | ||
+ | |||
+ | ==== 4. Кейс: сверка заправок на спецтехнике ==== | ||
+ | Спецтехника, а также с/х техника характеризуется тем, что работает в особых условиях. Часто - это поля и карьеры, проезд по неасфальтированным дорогам, что влечет за собой некоторые нюансы при анализе заправок на данной технике. | ||
+ | |||
+ | Такие сильные колебания являются причиной особых настроек: и самого датчика (может активироваться высокая степень сглаживания данных), и в системе мониторинга, когда выставляется повышенная фильтрация (5-10 вместо обычных 3), а также высокий минимальный объем заправки: | ||
+ | |||
+ | {{ :2021-08-06_10-47-07.jpg |}} | ||
+ | |||
+ | Как и во всех прочих случаях главным инструментом анализа является график уровня топлива. Именно на графике мы видим, в каких условиях работает техника: колебания очень сильные в движении, что система может определять как ложные заправки, но мы видим, как уровень топлива возвращается к первоначальному значению. | ||
+ | |||
+ | {{ :2021-08-06_10-48-41.jpg |}} | ||
+ | |||
+ | ==== 5. Видео: как проверять заправки в системе мониторинга ==== | ||
+ | |||
+ | Видео, как проверять заправки в системе мониторинга, доступно по [[https://yadi.sk/d/q261-c5IggIXHw|ссылке]]. | ||
+ | |||
+ | |||
+ |