Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
сливы._как_определить_был_ли_слив [2021/08/04 17:33] admin создано |
сливы._как_определить_был_ли_слив [2021/08/10 14:24] (текущий) admin |
||
---|---|---|---|
Строка 5: | Строка 5: | ||
4. [[#Ложный слив: расход топлива на отопитель]]\\ | 4. [[#Ложный слив: расход топлива на отопитель]]\\ | ||
5. [[#Ложный слив: неисправность ДУТ]]\\ | 5. [[#Ложный слив: неисправность ДУТ]]\\ | ||
- | 4. [[#Кейс: слив в "особом" месте]]\\ | + | 6. [[#Кейс: слив в "особом" месте]]\\ |
- | 5. [[#Кейс: проверка сливов на спецтехнике]]\\ | + | 7. [[#Кейс: проверка сливов на спецтехнике]]\\ |
- | 6. [[#Кейс: слив с "обратки"]]\\ | + | 8. [[#Кейс: слив с "обратки"]]\\ |
+ | 9. [[#Видео: как проверять сливы в системе мониторинга]]\\ | ||
==== 1. Реальный слив ==== | ==== 1. Реальный слив ==== | ||
Строка 15: | Строка 16: | ||
Данные параметры влияют на то, детектируется ли слив и, если да, в каком объеме, а точнее, от какого объема колебание уровня топлива система маркирует как подозрение на слив. | Данные параметры влияют на то, детектируется ли слив и, если да, в каком объеме, а точнее, от какого объема колебание уровня топлива система маркирует как подозрение на слив. | ||
+ | |||
+ | **Мы не рекомендуем выставлять минимальный объем слива на уровне 1-2 литров, потому что это даст множественные ложные подозрения на слив из-за колебания уровня топлива в баке.** | ||
Сливы традиционно проверяются по графику уровня топлива. | Сливы традиционно проверяются по графику уровня топлива. | ||
Строка 41: | Строка 44: | ||
Детектируется слив на 11 л. | Детектируется слив на 11 л. | ||
- | Заправки в тот день не было, поэтому мы делаем вывод, что это колебание уровня топлива. Так как подозрение на слив определяется на базе клиента, то можно предположить, что проводились какие-то работы с машины, из-за чего мог измениться уровень топлива в баке. Например, если поднимали и опускали "подушки". | + | Заправки в тот день не было, поэтому мы делаем вывод, что это колебание уровня топлива. Так как подозрение на слив определяется на базе клиента, то можно предположить, что проводились какие-то работы с машиной, из-за чего мог измениться уровень топлива в баке. Например, если поднимали и опускали "подушки". |
{{ :2021-08-04_17-14-07.jpg |}} | {{ :2021-08-04_17-14-07.jpg |}} | ||
Строка 58: | Строка 61: | ||
В данном случае можно говорить, что причиной ложного слива является неисправность трекера. | В данном случае можно говорить, что причиной ложного слива является неисправность трекера. | ||
- | + | ==== 4. Ложный слив: расход топлива на отопитель ==== | |
+ | Когда забор топлива на отопитель происходит прямо из бака, то система мониторинга фиксирует повышенный его расход, что может определяться как ложный слив. | ||
+ | |||
+ | Как в этом случае проверяем данные: совмещаем график уровня топлива и график температуры окружающей среды | ||
+ | |||
+ | {{ :2021-08-05_10-37-14.jpg |}} | ||
+ | |||
+ | Мы видим: | ||
+ | * машина была в Казахстане, где в рассматриваемом периоде фиксировалась отрицательная температура воздуха (синяя линия на графике) | ||
+ | * уровень топлива на стоянке достаточно сильно снижался, при этом двигатель работал | ||
+ | |||
+ | Вывод: подозрение на слив вызвано повышенным расходом топлива из-за забора его на отопитель. | ||
+ | |||
+ | Как можно дополнительно контролировать такой расход: | ||
+ | * прописать норму расхода на холостом ходу исходя из реальных затрат топлива | ||
+ | |||
+ | {{ :2021-08-05_10-42-20.jpg |}} | ||
+ | |||
+ | * подключить отопитель, чтобы видеть его реальную работу | ||
+ | |||
+ | {{ :2021-08-05_10-57-39.jpg |}} | ||
+ | |||
+ | ==== 5. Ложный слив: неисправность ДУТ ==== | ||
+ | Многочисленные подозрения на слив могут свидетельствовать и о неисправности оборудования. | ||
+ | |||
+ | {{ :2021-08-05_11-37-48.jpg |}} | ||
+ | |||
+ | Это же видно на графике уровня топлива: постоянные колебания даже на стоянках | ||
+ | |||
+ | {{ :2021-08-05_11-37-24.jpg |}} | ||
+ | |||
+ | Исходя из нашего опыта, можем предположить, что это может быть закоротка ДУТа, либо закупорка дренажных отверстий, либо выход ДУТа из строя. Точную причину может определить только мастер после диагностики оборудования. | ||
+ | |||
+ | ==== 6. Кейс: слив в "особом" месте ==== | ||
+ | Очень часто подтвердить слив можно, если он происходит в каком-то особом месте, известном клиенту: или это "любимое" место для таких операций у водителя (на трассе встал в "карман" и слил), или это "санкционированный" слив, как, например, в этом случае. | ||
+ | |||
+ | Машина остановилась перед погранпереходом Беларусь - Польша, чтобы слить "лишнее" топливо, с которым нельзя въезжать в страну: | ||
+ | |||
+ | {{ :2021-08-05_12-40-47.jpg |}} | ||
+ | |||
+ | ==== 7. Кейс: проверка сливов на спецтехнике ==== | ||
+ | |||
+ | Спецтехника, а также с/х техника характеризуется тем, что работает в особых условиях. Часто - это поля и карьеры, проезд по неасфальтированным дорогам, что влечет за собой некоторые нюансы при анализе сливов на данной технике. | ||
+ | |||
+ | Как и во всех прочих случаях главным инструментом анализа является график уровня топлива. | ||
+ | |||
+ | Первый случай - реальный слив топлива. | ||
+ | По графику мы видим, что в поездках наблюдаются сильные колебания уровня топлива, но сам слив достаточно четкий: на стоянке с включенным двигателем. | ||
+ | |||
+ | {{ :2021-08-05_14-41-27.jpg |}} | ||
+ | |||
+ | Но рассмотрим случаи ложных сливов на с/х технике: заправки в тот день во второй половине дня не было - техника заправляется с утра, сильные колебания уровня топлива есть, но при этом можно сделать вывод, что слив ложный, так как уровень восстановился до исходного. | ||
+ | |||
+ | {{ :2021-08-05_14-44-47.jpg |}} | ||
+ | |||
+ | Аналогично - на другой технике: | ||
+ | |||
+ | {{ :2021-08-05_14-50-19.jpg |}} | ||
+ | |||
+ | |||
+ | ==== 8. Кейс: слив с "обратки" ==== | ||
+ | Клиент обратился к нам с подозрением на сливы с врезкой в обратку на своих лесовозах: заметил, что расход по датчику уровня топлива за день намного больше, чем расход по норме, при том что она была рассчитана с запасом. | ||
+ | |||
+ | Технические специалисты нашей компании проанализировали графики уровня топлива. Что мы увидели: | ||
+ | |||
+ | {{ :2021-08-05_12-44-20.jpg |}} | ||
+ | |||
+ | Есть явная разница в скорости потребления топлива в начале поездки и в конце: наклон синей линии графика сперва более сильный, что говорит о более быстром расходе топлива. | ||
+ | |||
+ | При просмотре данных по топливу за несколько дней видно, что эти сливы происходят всегда в начале поездки после стоянок: | ||
+ | |||
+ | {{ :2021-08-05_12-45-04.jpg |}} | ||
+ | |||
+ | Мы сразу поняли, что это слив топлива в движении, но что занимательно! В момент, когда расход топлива явно изменяется, нет остановок. | ||
+ | Это значит, что водитель, не останавливаясь и не снимая канистру, как-то заканчивает слив прямо на ходу. Нас это заинтересовало. | ||
+ | Было принято решение о выезде нашего мастера на предприятие, где он обнаружил на 4-х авто врезки в обратку. Но для техподдержки оказался важен не столько факт врезки, сколько конкретная реализация этой врезки с технической точки зрения. | ||
+ | |||
+ | Что же интересного обнаружил мастер? Водитель использовал для сливов не канистру, как это "принято" делать, а штатную ёмкость – ресивер, предназначенную совершенно для других целей, заранее доработав его под свои "нехорошие цели" ([[https://yadi.sk/d/MqWo-V779rJfRQ/VID_20200922_131523.mp4|ссылка на видео]]). | ||
+ | |||
+ | **Технология слива с ресивера** | ||
+ | |||
+ | Когда автомобиль начинает движение, топливо не стекает в бак, а заполняет ёмкость ресивера – мы видим большой расход. Когда ресивер заполнился, топливо, за неимением другого пути следования, идёт снова в бак, как и положено. Тогда расход уменьшается прямо на ходу. | ||
+ | |||
+ | Точка перепада на графике – это момент, когда ёмкость заполняется на 100%. Предварительная часть слива закончена. И для этого не нужно лишних остановок. А непосредственно слив из ресивера в канистру водитель осуществляет на стоянке, и, возможно, значительно позже (например, в конце смены). Поэтому очередной кусок большого расхода топлива появится именно в начале очередной поездки, так как ресивер опять будет пустым и топливо пойдёт в него, а не в бак. | ||
+ | Это открытие стало очень важным, ведь мы нашли ответ на вопрос: как же водители сливают, не совершая остановок для установки/снятия канистры. | ||
+ | |||
+ | И как же помочь клиентам, которые не хотят смотреть графики и ходить куда-либо дальше таблицы "Статистика", получать автоматически данные о таких сливах? | ||
+ | |||
+ | **Решение** | ||
+ | |||
+ | Клиент обратился к нам с подозрением на сливы с врезкой в обратку на своих лесовозах: заметил, что расход по датчику уровня топлива за день намного больше, чем расход по норме, при том что она была рассчитана с запасом. | ||
+ | На Wialon есть опция поиска сливов в движении, но ранее мы её не использовали на таких автомобилях, так как в такой ситуации графики отображают "ложные сливы": | ||
+ | |||
+ | {{ :2021-08-05_12-49-10.jpg |}} | ||
+ | |||
+ | И тут нам вспомнилось, что для спецтехники, которая не ездит, но топливо тратит, мы всегда указываем в датчике зажигания норму расхода в литрах в час. Тогда при нулевом пробеге Wialon не засчитывает имеющийся расход топлива как слив. | ||
+ | |||
+ | {{ :2021-08-05_12-49-39.jpg |}} | ||
+ | |||
+ | По умолчанию в этом поле у нас прописано значение "3.1 л/ч" – это примерная норма расхода топлива на холостом ходу. Мы подумали: "А что если прописать сюда расход для поездки, который можно рассчитать из наших отчётов"? И взять с запасом в 30%. | ||
+ | |||
+ | Предположим, что груженый тягач тратит 38 литров. Средняя скорость – 85-90 км/ч. То есть за 1 час авто проедет 90 км и потратит 38*0.9 = 34.2 л. На очень всякий случай можно указать с запасом – 40 л/ч. | ||
+ | |||
+ | В нашем кейсе мы работаем с данными по лесовозу МАЗ, поэтому указали норму в 45 л/ч. Получили 2 подозрения на слив вместо 11-ти. И это вполне соответствует графику: | ||
+ | |||
+ | {{ :2021-08-05_12-50-53.jpg |}} | ||
+ | |||
+ | **Результат** | ||
+ | |||
+ | Таким образом клиент получил автоматическое определение сливов с обратки и адекватное количество таких случаев, что больше, чем ничего. | ||
+ | Данную информацию можно увидеть как в отчётах, так и в онлайн-уведомлениях в системе мониторинга. | ||
+ | ==== 9. Видео: как проверять сливы в системе мониторинга ==== | ||
+ | Видео, как проверять сливы в системе мониторинга, доступно по [[https://yadi.sk/i/yjRXJgQ1Vrx5VA|ссылке]]. |