Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
can-шина [2014/04/01 05:23] admin создано |
can-шина [2021/07/23 13:00] (текущий) admin |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
====== 4.1 CAN-шина - данные с бортового компьютера: ====== | ====== 4.1 CAN-шина - данные с бортового компьютера: ====== | ||
- | // | + | [[#1. Что такое CAN-шина и что она дает?]]\\ |
- | 1. Где я могу увидеть данные по CAN?\\ | + | [[#2. Какие данные я могу получить по CAN?]]\\ |
- | 2. Какие данные я могу получить по CAN?\\ | + | [[#3. Что такое потрачено по CAN?]]\\ |
- | 3. Что такое потрачено по CAN?\\ | + | [[#4. Как считается уровень топлива по CAN?]]\\ |
- | 4. Как считается уровень топлива по CAN?\\ | + | [[#5. Увижу ли я, если водитель использовал магнит, подкручивал спидометр?]]\\ |
- | 5. Увижу ли я, если водитель использовал магнит, подкручивал спидометр?\\ | + | |
- | // | + | |
\\ | \\ | ||
- | **1. Где я могу увидеть данные по CAN?**\\ | + | ==== 1. Что такое CAN-шина и что она дает? ==== |
- | **Ответ**: Последние значения CAN-шины перечислены во всплывающей подсказке к объекту, а также в информационной строке) при соответствующей настройке.\\ | + | **Ответ**: CAN (англ. Controller Area Network — сеть контроллеров) — стандарт промышленной сети, ориентированный, прежде всего, на объединение в единую сеть различных исполнительных устройств и датчиков. |
- | {{ ::can_тултип.jpg?nolink |}} | + | |
- | Значения датчиков CAN-шины, как и других датчиков, созданных для объекта, также можно увидеть во вкладке Сообщения.\\ | + | Основные вопросы, которые помогают закрыть данные с CAN-шины, следующие: |
- | Статистические данные CAN-шины за поездку машины можно получить в отчётах (регулируя период).\\ | + | |
- | \\ | + | * удаленный контроль и аналитика использования доверенного водителю автомобиля |
- | **2. Какие данные я могу получить по CAN?**\\ | + | * удаленное получение значения одометра (пробега) на автомобиле |
+ | * анализ расхода топлива на автомобиле | ||
+ | * присутствует ли подкрутка спидометра или водитель ездит на магните | ||
+ | * возможность отслеживать необходимость проведения ТО | ||
+ | * контроль оборотов двигателя | ||
+ | * возможность выделять периоды агрессивного вождения | ||
+ | * в целом анализ экономичности и стиля вождения водителя | ||
+ | * контролировать нагрузку на ось и полный вес автопоезда | ||
+ | |||
+ | Также на основании этих данных можно формировать путевые листы, смотреть точный пробег по странам и по платным дорогам, фиксировать, был ли пристегнут ремень безопасности пассажиром и/или водителем и т.д. | ||
+ | |||
+ | ==== 2. Какие данные я могу получить по CAN? ==== | ||
**Ответ**: Стандартный набор CAN-параметров включает в себя: | **Ответ**: Стандартный набор CAN-параметров включает в себя: | ||
* Пробег по спидометру | * Пробег по спидометру | ||
* Обороты двигателя (тахометр) | * Обороты двигателя (тахометр) | ||
* Общие затраты топлива с форсунок (абсолютный расход топлива) | * Общие затраты топлива с форсунок (абсолютный расход топлива) | ||
- | * Уровень топлива в баке (в двух-баковых машинах может передаваться общий уровень, но чаще всего только лишь уровень топлива в основном баке) | + | * Уровень топлива в баке (в двухбаковых машинах может передаваться общий уровень, но чаще всего только лишь уровень топлива в основном баке) |
* Температура окружающей среды (зависит от марки тягача и установленного оборудования) | * Температура окружающей среды (зависит от марки тягача и установленного оборудования) | ||
+ | |||
+ | Также есть понятие "расширенная CAN-шина". | ||
\\ | \\ | ||
- | **3. Что такое “Потрачено по CAN”?**\\ | + | ==== 3. Что такое “Потрачено по CAN”? ==== |
**Ответ**: Потрачено по CAN - это общие затраты топлива, считываемые датчиком на форсунках за весь период с момента выпуска машины с завода.\\ | **Ответ**: Потрачено по CAN - это общие затраты топлива, считываемые датчиком на форсунках за весь период с момента выпуска машины с завода.\\ | ||
\\ | \\ | ||
- | **4. Как считается “Уровень топлива” по CAN-шине?**\\ | + | ==== 4. Как определяется уровень топлива по CAN-шине? ==== |
**Ответ**: | **Ответ**: | ||
+ | |||
* Данные по топливу передаются датчиком уровня топлива (ДУТ) в баке, установленным производителем при выпуске машины на заводе. | * Данные по топливу передаются датчиком уровня топлива (ДУТ) в баке, установленным производителем при выпуске машины на заводе. | ||
+ | |||
+ | Обычно на заводе-производителе машины ставят штатные датчики уровня топлива поплавкового типа. Основными элементами поплавкового датчика уровня являются поплавок и резистор переменной величины. Подъем и опускание поплавка вместе с уровнем топлива в баке механически изменяет сопротивление резистора и, как следствие, падение напряжения на нем. | ||
+ | В последнее время всё чаще встречаются ДУТы ёмкостного типа, которые представляют из себя трубки-электроды и обладают значительно большей точностью. | ||
+ | |||
+ | На большинстве грузовых машин западных производителей от 2005/2006+ года выпуска предусмотрена возможность передачи уровня топлива через GPS-прибор на сервер Wialon. | ||
+ | |||
* Данные передаются в виде процента заполненности бака. Для корректного отображения уровня топлива в системе необходимо знать максимальный объём бака. | * Данные передаются в виде процента заполненности бака. Для корректного отображения уровня топлива в системе необходимо знать максимальный объём бака. | ||
* Заводские ДУТы имеют погрешность в определении текущего уровня топлива порядка 20-30 литров в плюс или в минус и предназначены, в первую очередь, для сигнализации водителю о примерном остатке топлива. | * Заводские ДУТы имеют погрешность в определении текущего уровня топлива порядка 20-30 литров в плюс или в минус и предназначены, в первую очередь, для сигнализации водителю о примерном остатке топлива. | ||
* Если машина двухбаковая, то чаще всего ДУТ ставят в один бак - в основной. Второй бак остаётся без контроля. Встречаются исключения. | * Если машина двухбаковая, то чаще всего ДУТ ставят в один бак - в основной. Второй бак остаётся без контроля. Встречаются исключения. | ||
- | * Очень полезно использовать График уровня топлива в помощь таблице заправок. На нём видны "ложные" заправки и сливы, когда во время стоянки топливо падает и потом восстанавливается на прошлом уровне. {{ ::ложные_слив_заправки.jpg?nolink |}} | + | * Еще одна особенность штатных ДУТов: «слепые зоны». Некоторые штатные ДУТы установлены таким образом, что фактически не видят нижние и/или верхние 50-100 литров. Это может выглядеть так, будто машина едет 60-100 километров с абсолютно полным или пустым баком и уровень топлива не меняется. Расход, заправки и сливы в таком случае рассчитать невозможно. |
+ | * Очень полезно использовать График уровня топлива в помощь таблице заправок. На нём видны "ложные" заправки и сливы, когда во время стоянки топливо падает и потом восстанавливается на прошлом уровне. | ||
+ | |||
+ | {{ :2021-07-23_09-51-40_wialon_-_система_gps_глонасс_мониторинга_-_google_chrome.jpg |}} | ||
* Если заправка производится в дополнительный бак, то она не отслеживается. | * Если заправка производится в дополнительный бак, то она не отслеживается. | ||
- | **5. Увижу ли я, если водитель использовал магнит, подкручивал спидометр?**\\ | + | ==== 5. Увижу ли я, если водитель использовал магнит, подкручивал спидометр? ==== |
**Ответ**: Эти факты можно зафиксировать, используя специализированные отчёты. Разница между CAN-пробегом и GPS-пробегом в случаях подкрутки спидометра или постановки на магнит не останется незамеченной. | **Ответ**: Эти факты можно зафиксировать, используя специализированные отчёты. Разница между CAN-пробегом и GPS-пробегом в случаях подкрутки спидометра или постановки на магнит не останется незамеченной. | ||
- | Наглядно, особенно в случае магнита, разницу можно увидеть, просматривая CAN и GPS пробеги в таблице “Поездки”, как на рисунке. | + | Наглядно, особенно в случае магнита, разницу можно увидеть, просматривая CAN и GPS пробеги в таблице “Поездки”, как на рисунке.\\ |
- | {{ ::поездки_на_магните.jpg?nolink |}} | + | |
+ | {{ :2021-07-23_10-13-43_wialon_-_система_gps_глонасс_мониторинга_-_google_chrome.jpg |}} | ||
Мы видим, что суммарное расхождение составляет примерно 30 км. Значения пробега по GPS изменялись, по CAN - нет. Более того, не менялись значения километража на бортовом компьютере на начало и конец поездки, что косвенно указывает на использование магнита. | Мы видим, что суммарное расхождение составляет примерно 30 км. Значения пробега по GPS изменялись, по CAN - нет. Более того, не менялись значения километража на бортовом компьютере на начало и конец поездки, что косвенно указывает на использование магнита. |