Это старая версия документа.
4.1 CAN-шина - данные с бортового компьютера:
1. Что такое CAN-шина и что она дает?
Ответ: CAN (англ. Controller Area Network — сеть контроллеров) — стандарт промышленной сети, ориентированный, прежде всего, на объединение в единую сеть различных исполнительных устройств и датчиков.
Основные вопросы, которые помогают закрыть данные с CAN-шины, следующие:
удаленный контроль и аналитика использования доверенного водителю автомобиля
удаленное получение значения одометра (пробега) на автомобиле
анализ расхода топлива на автомобиле
присутствует ли подкрутка спидометра или водитель ездит на магните
возможность отслеживать необходимость проведения ТО
контроль оборотов двигателя
возможность выделять периоды агрессивного вождения
в целом анализ экономичности и стиля вождения водителя
контролировать нагрузку на ось и полный вес автопоезда
Также на основании этих данных можно формировать путевые листы, смотреть точный пробег по странам и по платным дорогам, фиксировать, был ли пристегнут ремень безопасности пассажиром и/или водителем и т.д.
2. Какие данные я могу получить по CAN?
Ответ: Стандартный набор CAN-параметров включает в себя:
Пробег по спидометру
Обороты двигателя (тахометр)
Общие затраты топлива с форсунок (абсолютный расход топлива)
Уровень топлива в баке (в двухбаковых машинах может передаваться общий уровень, но чаще всего только лишь уровень топлива в основном баке)
Температура окружающей среды (зависит от марки тягача и установленного оборудования)
Также есть понятие «расширенная CAN-шина».
3. Что такое “Потрачено по CAN”?
Ответ: Потрачено по CAN - это общие затраты топлива, считываемые датчиком на форсунках за весь период с момента выпуска машины с завода.
4. Как считается “Уровень топлива” по CAN-шине?
Ответ:
Данные по топливу передаются датчиком уровня топлива (ДУТ) в баке, установленным производителем при выпуске машины на заводе.
Данные передаются в виде процента заполненности бака. Для корректного отображения уровня топлива в системе необходимо знать максимальный объём бака.
Заводские ДУТы имеют погрешность в определении текущего уровня топлива порядка 20-30 литров в плюс или в минус и предназначены, в первую очередь, для сигнализации водителю о примерном остатке топлива.
Если машина двухбаковая, то чаще всего ДУТ ставят в один бак - в основной. Второй бак остаётся без контроля. Встречаются исключения.
Очень полезно использовать График уровня топлива в помощь таблице заправок. На нём видны «ложные» заправки и сливы, когда во время стоянки топливо падает и потом восстанавливается на прошлом уровне.
5. Увижу ли я, если водитель использовал магнит, подкручивал спидометр?
Ответ: Эти факты можно зафиксировать, используя специализированные отчёты. Разница между CAN-пробегом и GPS-пробегом в случаях подкрутки спидометра или постановки на магнит не останется незамеченной.
Наглядно, особенно в случае магнита, разницу можно увидеть, просматривая CAN и GPS пробеги в таблице “Поездки”, как на рисунке.
Мы видим, что суммарное расхождение составляет примерно 30 км. Значения пробега по GPS изменялись, по CAN - нет. Более того, не менялись значения километража на бортовом компьютере на начало и конец поездки, что косвенно указывает на использование магнита.