Инструменты пользователя

Инструменты сайта


can-шина

Это старая версия документа.


4.1 CAN-шина - данные с бортового компьютера:

1. Что такое CAN-шина и что она дает?

Ответ: CAN (англ. Controller Area Network — сеть контроллеров) — стандарт промышленной сети, ориентированный, прежде всего, на объединение в единую сеть различных исполнительных устройств и датчиков.

Основные вопросы, которые помогают закрыть данные с CAN-шины, следующие:

  • удаленный контроль и аналитика использования доверенного водителю автомобиля
  • удаленное получение значения одометра (пробега) на автомобиле
  • анализ расхода топлива на автомобиле
  • присутствует ли подкрутка спидометра или водитель ездит на магните
  • возможность отслеживать необходимость проведения ТО
  • контроль оборотов двигателя
  • возможность выделять периоды агрессивного вождения
  • в целом анализ экономичности и стиля вождения водителя
  • контролировать нагрузку на ось и полный вес автопоезда

Также на основании этих данных можно формировать путевые листы, смотреть точный пробег по странам и по платным дорогам, фиксировать, был ли пристегнут ремень безопасности пассажиром и/или водителем и т.д.

2. Какие данные я могу получить по CAN?

Ответ: Стандартный набор CAN-параметров включает в себя:

  • Пробег по спидометру
  • Обороты двигателя (тахометр)
  • Общие затраты топлива с форсунок (абсолютный расход топлива)
  • Уровень топлива в баке (в двухбаковых машинах может передаваться общий уровень, но чаще всего только лишь уровень топлива в основном баке)
  • Температура окружающей среды (зависит от марки тягача и установленного оборудования)

Также есть понятие «расширенная CAN-шина».

3. Что такое “Потрачено по CAN”?

Ответ: Потрачено по CAN - это общие затраты топлива, считываемые датчиком на форсунках за весь период с момента выпуска машины с завода.

4. Как определяется уровень топлива по CAN-шине?

Ответ:

  • Данные по топливу передаются датчиком уровня топлива (ДУТ) в баке, установленным производителем при выпуске машины на заводе.

Обычно на заводе-производителе машины ставят штатные датчики уровня топлива поплавкового типа. Основными элементами поплавкового датчика уровня являются поплавок и резистор переменной величины. Подъем и опускание поплавка вместе с уровнем топлива в баке механически изменяет сопротивление резистора и, как следствие, падение напряжения на нем. В последнее время всё чаще встречаются ДУТы ёмкостного типа, которые представляют из себя трубки-электроды и обладают значительно большей точностью.

На большинстве грузовых машин западных производителей от 2005/2006+ года выпуска предусмотрена возможность передачи уровня топлива через GPS-прибор на сервер Wialon.

  • Данные передаются в виде процента заполненности бака. Для корректного отображения уровня топлива в системе необходимо знать максимальный объём бака.
  • Заводские ДУТы имеют погрешность в определении текущего уровня топлива порядка 20-30 литров в плюс или в минус и предназначены, в первую очередь, для сигнализации водителю о примерном остатке топлива.
  • Если машина двухбаковая, то чаще всего ДУТ ставят в один бак - в основной. Второй бак остаётся без контроля. Встречаются исключения.
  • Еще одна особенность штатных ДУТов: «слепые зоны». Некоторые штатные ДУТы установлены таким образом, что фактически не видят нижние и/или верхние 50-100 литров. Это может выглядеть так, будто машина едет 60-100 километров с абсолютно полным или пустым баком и уровень топлива не меняется. Расход, заправки и сливы в таком случае рассчитать невозможно.
  • Очень полезно использовать График уровня топлива в помощь таблице заправок. На нём видны «ложные» заправки и сливы, когда во время стоянки топливо падает и потом восстанавливается на прошлом уровне.

  • Если заправка производится в дополнительный бак, то она не отслеживается.

5. Увижу ли я, если водитель использовал магнит, подкручивал спидометр?

Ответ: Эти факты можно зафиксировать, используя специализированные отчёты. Разница между CAN-пробегом и GPS-пробегом в случаях подкрутки спидометра или постановки на магнит не останется незамеченной. Наглядно, особенно в случае магнита, разницу можно увидеть, просматривая CAN и GPS пробеги в таблице “Поездки”, как на рисунке.

Мы видим, что суммарное расхождение составляет примерно 30 км. Значения пробега по GPS изменялись, по CAN - нет. Более того, не менялись значения километража на бортовом компьютере на начало и конец поездки, что косвенно указывает на использование магнита.

can-шина.1627028247.txt.gz · Последние изменения: 2021/07/23 11:17 — admin